Объясняем рост и развитие растений. Как из семени появляется росток, вырастает во взрослое растение, плодоносит и снова из семени появляются новые ростки, а также куда используются плоды.
Подробность и сложность объяснений зависят от возраста ребенка, это не школьная программа.
— Мама можно кусочек халвы?
— После обеда! Почти готова тыквенная каша!
— Мам, а тыква откуда взялась?
— Выросла, — ответила мама, помешивая кашу.
— Как выросла?
— Так! Неси новую книжку, и покажу, а каша как раз дойдет и немного остынет.
Быстрый топоток до маминого рукодельного стола и в ручках новая развивающая книжка.
Жила-была птичка, пролетала весной над огородом и увидела на земле два семечко – тыквенное и подсолнечника, оставшиеся с прошлого года. Жадность обуяла птичку, схватила оба семени в клюв и полетела скорее! Да только не довело это до добра, летала над лугом и уронила!
Луг – это место, где растут травы и нет деревьев.
Можно рассказать и о подготовке семян к посадке. Семена обладают специальной защитой от просыпания в неблагоприятный период времени для того, чтобы молодой росток не погиб от мороза при оттепелях и последующих похолоданиях. Эта защита заключается в том, что семя содержит в себе специальные вещества, затормаживающие процесс начала прорастания. К примеру, что семена прорастут, если птичка их съест и покакает.
Начинайте с простых объяснений, если это первое знакомство с темой!
— Мам, а почему птичка снова семечки не схватила?
— Трава густая и семечки упали до земли, птичка не нашла. Лежат семечки разговаривают: «Что же с нами теперь будет?» Тут земля зашевелилась и выглянул червяк. «Привет, семечки! Вам землю взрыхлить?»
Земля стала мягкая и семечки укутались, как в шубку.
Червяк – это элемент из ригелина (сетчатая трубка) с бусинками внутри и шнуровка. Объясняем, что черви в земле разлагают органические вещества, которые попадают в землю, обогащая ее различными питательными веществами.
Летают в небе жучки, мушки, бабочки и стрекозы. Попробуй найти одинаковые?
Игры "найди пару" и "найди лишнее" развивают внимание и наблюдательность.
— Полил землю дождик.
Вытягиваем тучку и капельки. Размещаем капли на одной высоте или наоборот на разной. Если ребенку интереснее слушать сказку, чем дергать за капли, то рассказываем сказку, а к мелкой моторике вернетесь позднее.
Выглянуло солнышко! Пригрело земельку, семечки от водички набухли, появились первые корешки и затем появился росток, а затем и первые листочки.
Необязательно вводить сложные определения и сильно расписывать фазы роста, все это будет у детей в школе.
Используем «листалку», вставляем карточки по порядку роста. Вначале посмотрите их без «листалки», определите порядок, вставьте в кармашки и начинается волшебство. Не только детей завораживает этот интерактивный элемент, но и взрослых.
Растет из семечка подсолнечника большой подсолнух. А тыква бросила целую плеть!
Вытягиваем за большую желтую пуговицу, надеваем зеленые петельки на зеленые пуговки, а большую пуговку на голую петлю в небе. Тыквенный ствол зашнуровываем через петли.
— Чего-то не хватает!
— Листиков!
— Точно, расстегни карман!
— А где карман?
Ищем потайной карман, расстегиваем молнию и находим кучу разных листиков, цветочков и усиков. Сортируем: цветок подсолнечника и 3 листа, 3 цветка тыквы, усики и 4 листочка.
Тренируем моторику! Надеваем на пуговки листики, усики и цветы.
— А давай рассмотрим цветок тыквы поближе? Отстегивай пуговки.
Цветок интерактивный, отстегиваем пуговки, дотрагиваемся до лепестков и цветок открывается, крышка от бутылки это пестик или просто серединка. А теперь собираем цветок обратно, но сначала пристегнем листики и усики на пуговки!
А вот и подсолнух!
Подсолнух – это вид травянистых растений. Его «голова» — соцветие, по-научному именуется корзинкой. Каждое семечко получается из одного цветочка. А ещё удивительней, что каждый «лучик солнца» — это язычковый, с крупным лепестком, цветок. Он не приносит плода.
Почти на всех языках название – подсолнух — связано с солнцем.
— Сыграем в крестики-нолики?
— Давай, а как играть? Где крестики и нолики?
— Крестиками будут тыковки, а ноликами — подсолнушки!
Крестики-нолики магнитные. Цель игры сложить линию из трех одинаковых элементов по вертикали, горизонтали или диагонали. Тренирует логику, внимание и память.
— Ты выиграл! Молодец!
Не давайте ребенку выигрывать все время, пусть иногда будут и проигрыши. Ребенок должен чувствовать не только радость победы, но и горечь поражения, вырабатывая спокойной отношение. В жизни не все будут подыгрывать.
— Смотри какая тыква!
— Большая! Можно я расстегну молнию?
— Конечно, вперед!
— Мам, ну придержи вот тут!
Давайте ребенку пробовать, действовать самому. Помогайте в малом: придержать молнию, поправить пуговку.
— Тут еще одна тыква! Она зеленая???
— А тыквы бывают и оранжевыми, и зелеными, и бледно-желтыми, и полосатыми, и серыми в крапинку. Разными по форме: как колесико, как груша, круглые, плоские, вытянутые, в форме кувшина или подобные змее. Расстегивай кнопочки.
— Тут еще меньше тыковки.
— Посчитаем?
Тыквы по принципу матрешек. Внутри большей меньшая по размеру и с другим вариантом застежки. Большая на молнии, внутри резинка, чтобы придерживать среднюю. Средняя тыква на кнопках, внутри прозрачный карман, в котором размещаются пять тыковок из крестиков ноликов. Или можно сшить еще один вариант с застежкой.
Когда собрали урожай семечек подсолнечника и выросли тыквы их используют. Заглянем в магазин? Смотри сколько продуктов и не только. Как думаешь, что здесь из семечек подсолнечника?
Рассмотрите все элементы, прочитайте надписи. Покрутите крышечку на молоке, загляните под крышку кастрюльки. Дайте ребенку подумать, что делается из тыквы, а что из подсолнечника. Подскажите, что из чего производится.
— Расставь на полке в магазине, так чтобы все влезло.
— Мам, а молоко не куда поставить?
— Надо чтобы поместилось все.
— Какой молодец, справился!
А теперь пойдем мыть руки и кушать тыквенную кашу…
Видеообзор:
Понравилась книжка?
Закажите повтор для вашего ребенка (цену смотрите в разделе цена и условия)!