Автор Оксана Агеенкова http://www.razvivaushieigri.com/
Нет смысла формулировать определение ролевых игр как-то по-особому. Достаточно вспомнить себя в детстве, когда игра позволяла нам стать кем угодно! Помните, как реально было ощущение, что у вас свой собственный магазин (разложенные на доске во дворе стекляшки, листики, фантики…), огромная семья с обворожительными дочками и прекрасным мужем (даже если дочки это одуванчики с «завитыми» косами, а муж – просто сухая ветка…), или завод по выпуску роботов из конструктора LEGO…
С давних времен дети играли, примеряя на себя различные роли, которые пригодятся или предстоят им в жизни. И игры такие имеют огромное значение.
Когда начинать?
Начинать играть в ролевые игры с малышом никогда не рано. Уже годовалые детки с удовольствием носят на ручках и качают куклу – лялю, пытаются покормить её с ложечки, купают в ванной… Что это, как не игра в «дочки – матери»?
Для первых ролевых игр с малышом подойдут простые и понятные ему сюжеты из повседневной жизни. Для начала, попробуйте взять любимую игрушку малыша и обыграть с ребенком знакомые ситуации. Например:
— мишку собирают на улицу и ведут гулять
— мишкой играют в кубики, он учится ставить их один на другой. Может, у него получается не сразу?
— мишку укладывают спать. Мама кормит мишку ложечкой, и мишка пытается кушать сам
— к мишке пришли друзья! Мама приготовила и разложила всем угощение…
Малыша просите выполнять самые простые действия:
«Покачай мишку, вот так… А-а-а…»
«Положи мишку в кроватку»
«Помешай кашку для мишки, а теперь покорми его!»
«Вытри мишке мордашку от каши»
Вот пример того, как можно играть с маленькими детками в сказки. Это рассказ и фото Дарьи Бубновой (участница тренинга «Мама – фантазерка)
«У Сашеньки есть две маленьких игрушки, которые она любит укладывать в «постельки» и укачивать. Поэтому я использовала их для создания сказки, т.к. времени мало)))
Вот сама сказка.
«Жила-была маленькая девочка Саша. И было у нее два маленьких друга: Мышонок и Щенок. Саша очень с ними любила играть. (Дальше просила ее уложить их спать, потом покачать). Но однажды друзья потерялись. Саша очень долго их искала, но друзей нигде не было. (Искали с пакете бумажном, с коробке с елочными игрушками ). А мама сказала: «Наверное игрушки хотят поиграть с Сашей в прятки. Давай вместе поищем вот в этом домике». (Дала ей сумку, в сумке три кармана на молниях, расстегивали, засовывали руку, вытаскивали, радовались, укладывали спать и качали). Теперь Саша знала, где искать друзей., если они потерялись.«
Чем больше опыта получает малыш, тем больше разнообразных понятных и приятных ролей вы можете предлагать ему для игры…
Во что играем?
Мы уже говорили о том, что для первых ролевых игр хорошо подойдут привычные роли, например, мамы и папы, сестрички, малыша. Это так называемые «дочки-матери» в которые дети играют с огромным удовольствием.
Важно помнить о том, что такие игры «в куклы» нужны не только девочкам, но и мальчикам. Ведь это же одна из самых важных ролей, которая ждет будущего мужчину – стать папой. По этому здорово, если у вашего сыночка будет хотя бы одна кукла, которую он сможет укладывать в кроватку и катать на машинеJ
Огромный плюс игры в «дочки-матери» в том, что внимательный и заботливый родитель благодаря этой игре всегда сможет услышать, чем обеспокоен малыш. Например, каким он видит отношения родителей друг к другу, к себе, как сам относится к себе (бывает, что дети играют в самих себя, беря на эту роль какую ни будь игрушку).
Чтобы ещё лучше понять малыша, попробуйте поменяться с ним ролями, как будто он папа или мама, а вы – ребенок. Узнаете много интересного. Например, наш папа стал очень чутко реагировать на желание дочки поиграть с ним (даже не смотря на продолжающуюся виртуальную битву) после того, как услышал такую игру. Дочка в роли папы сидит «за компьютером» и объясняет своему малышу (мне) что не может сейчас с ним поиграть.
Кроме обыгрывания привычных ситуаций, вы можете использовать ролевые игры для подготовки малыша к предстоящим событиям. Непривычным или необычным, приятным или не очень. Поход к зубному врачу, на прививку, в зоопарк, поездка на море или к дальним родственникам…
Например, вы собрались отвезти малыша в цирк. Постройте из конструктора арену, найдите подходящих «артистов», включите цирковую музыку (мы скачивали из интернета) и устройте веселое представление! Расскажите ребенку о гимнастах, дрессировщиках, клоунах. Спросите малыша, какая роль ему сейчас по душе? Может, он захочет поиграть в дрессированного медведя или пуделяJ А может обрадуется сделанному на скорую руку из половинки киндера и резинки шарику на нос. После настоящего представления поиграете с ним ещё раз с удвоенной энергиейJ
Мы сейчас ждем появления второго ребенка и игра «в лялечку», за которой ухаживает дочка, самая любимая.
Многие дети любят игру в садик и школу. Если ребенку вскоре предстоит отправиться в одно из этих заведений, смело используйте ролевые игры для того, чтобы хоть немного рассказать вашему чаду о том, что будет ждать его там.
Кроме того, игра в школу – отличный способ обучения непосед. Если вы беретесь за обучение мягких игрушек и кукол, а ребенка берете на роль помощника, то ему становится гораздо веселее! Научить собачку буквам, прочитать вместе с куклой как её зовут, сосчитать курицыных цыпляток .
Используя элементы ролевой игры, мы, например, знакомились со многими «умными» развивающими пособиями. Вкладышами различной сложности, игрой «сложи узор», «сложи квадрат», игрой «дроби».
Наверняка малышу понравится обыгрывание любимых сказок и мультиков. Домашний театр – это та же ролевая игра. Особенно интересно, когда малыш активно включается в процесс, фантазирует, воспроизводит, меняет сюжет, предлагает свои решения тупиковых ситуаций.
Даже если в данный момент у вас нет подходящих для игры героев, вы всегда можете их нарисовать, слепить, сшить, или сделать вместе с ребенком! Что использовать для игр
Кроме настоящих игрушек вы можете использовать для ваших ролевых игр все что угодно! Например, на озере для игры в дочки – матери мы брали обычные камешки (камешек мама, камешек папа, камешки – детки), а для обыгрывания сказки Пушкина «О мертвой царевне» взяли то, что было под рукой – мешок с конфетами (дело было на кухне) и назначили каждой конфете подходящую её фантику роль…
А одна из участниц моего тренинга «Мама – фантазерка», Екатерина Якулова, играла со своей двухлетней дочкой в детский сад используя… Ёлочные игрушки!
Вот фрагмент её рассказа об этой игре:
«…Потом у деток был сончас, и они сладко поспали на снежинках-кроватках. На каждую снежинку дочка положила “детей” одинакового цвета, об этом её тоже попросила воспитательница-ёлочка. Отдохнув, детки отправились кататься на лодочках. Лодочками стали крупные пазлы, которые я купила накануне и ещё не знала, как с ними поиграть с дочкой, чтоб заинтересовать её. Детки катались на лодочках, каждый на своей, и причаливали к “берегу”, соединяясь друг с другом. Многие дети-шарики сделали всё сами, а некоторые не смогли и попросили помощи у дочки. Она с удовольствием им помогала. Так мы познакомились с пазлами.»
Конечно же, для ролевых игр очень удобно использовать специальные декорации и игрушки. По нашему опыту, именно с такими игрушками дочка играет самостоятельно долгое время после моей кратковременной демонстрацииJ
Играйте с детками в ролевые игры и не забывайте, что главная игра в жизни каждого человека – игра в СЕБЯ!
Веселых вам игр.
Ваша Оксана Агеенкова,
автор бесплатного мини-курса по играм с малышами до года
автор бесплатных видео-уроков «Игры для занятой мамы и любознательного малыша»
Прочитала оглавление, подумала, ну вот, а в ролевые игры то я не играю с ребенком а ему скоро 2. А потом поняла, что инграю почти все время)))то кого то спать укладываем, то кормим, то в гости игрушки ходят , и много еще чего!Замечательнгая статья!а вот насчет говорящих игрушек, есть ведь тоже разные, у нас заяц поет , так даже не понятно на каком языке, а вот Миша так интересно детские стихи и песни читает- поет, Ванюша за ним повторяет, и мы в трио поем.
спасибо! за простые и полезные советы !
Девочки, спасибо за комментарии!
Ирина, я не против:)
Спасибо, Оксана! Статья очень нужная. Можно я ее тоже размещу на своем блоге «Развитие способностей в любом возрасте?
Очень классная идея! Сейчас дочка проснется, и начнем играть! Спасибо, Оксана!
Эмма, да, некоторые наши игры я описываю на блоге, некоторые — в специальных тренингах и курсах. Присоединяйтесь:)
Спасибо большое за интересную статью!))
Спасибо! Вдохновляющая для меня статья, у меня как раз трудности с тем, как заниматься с малышом, буду пробовать еще!
спасибо! очень своевременно для меня:)
большое спасибо! очень своевременная и познавательная статья!
Оксана, подскажите, а на своем блоге вы описываете ваши игры с дочкой? очень интересно было бы почитать, набраться опыта =)
Спасибо большое за отзывы!
Мне нравится такой подход к обучению ребенка. Все просто, ненавязчиво, в виде игры. Хорошо, что в роли персонажей участвуют и неодушевленные предметы. Это развивает воображение и будит фантазию ребенка.
Я мама давно взрослых детей, внуки живут далеко. Но всегда было интересно чем занять ребенка, и я много нового сейчас нахожу в таких статьях. Спасибо!
Оксана, статья замечательная! Благодаря ей мое понятие о ролевых играх несколько расширилось, появились новые идеи, во что и как поиграть с детьми. Спасибо!
Все просто и доступно. Проверила на себе,как полезны ролевые игры.Мы с малышом играли вн их еще когда он только начал ползать.Рассаживали всех мягких друзей-к тому времени их скопилось около пяти и знакомились, они рассказывали про себя, разговаривали с малышом.Прошел наверно год и теперь малыш уже сам берет этих друзей и придумывает что и как они делают-в основном поют,танцуют, иногда дерутся, у него есть посудка, по моему примеру он берет коробку и использует её как стол-накрывает «скатертью» расставляет приборы и кормит всю честную компанию)))) Получается,чем раньше мы с ними начинаем играть — т.е. учить играть, тем раньше они научатся играть самостоятельно, что важно и для развития воображения…Здесь бы хотелось заметить, как важно маме самой говрить за всех персонажей или уже позже, предлагать ребенку самому озвучивать героев, но не использовать говорящие игрушки.Недавно, общаясь с педагогами-коллегами, мы как раз обсуждали эту тему. Проводятся исследования всех(!) игрушек, и выявлены серьезные негативные последствия говорящих,поющих игрушек! Они ограничивают ребенка.Увы,многие слушающие мамы по моим наблюдениям, отмечали,что у них много таких игрушек и они нравятся их детям..и махали рукой на слова выступающего психолога…а жаль.