logo

Ролевые игры для детей

Автор Оксана Агеенкова  http://www.razvivaushieigri.com/

Нет смысла формулировать определение ролевых игр как-то по-особому. Достаточно вспомнить себя в детстве, когда игра позволяла нам стать кем угодно!   Помните, как реально было ощущение, что у вас свой собственный магазин (разложенные на доске во дворе стекляшки, листики, фантики…), огромная семья с обворожительными дочками и прекрасным мужем (даже если дочки это одуванчики с «завитыми» косами, а муж – просто сухая ветка…), или завод по выпуску роботов из конструктора LEGO…

С давних времен дети играли, примеряя на себя различные роли, которые пригодятся или предстоят им в жизни.  И игры такие  имеют огромное значение.

Когда начинать? 

Начинать играть в ролевые игры с малышом никогда не рано.  Уже годовалые детки с удовольствием носят на ручках и качают куклу – лялю, пытаются покормить её с ложечки, купают в ванной… Что это, как не игра в «дочки – матери»?

Для первых ролевых игр с малышом подойдут простые и понятные ему  сюжеты из повседневной жизни.  Для начала, попробуйте взять любимую игрушку малыша и обыграть с ребенком знакомые ситуации. Например:

— мишку собирают на улицу и ведут гулять

— мишкой играют в кубики, он учится ставить их один на другой.  Может, у него получается не сразу?

— мишку укладывают спать. Мама кормит мишку ложечкой, и мишка пытается  кушать сам

— к мишке пришли друзья! Мама приготовила и разложила  всем  угощение…

Малыша просите выполнять самые простые действия:

«Покачай мишку, вот так… А-а-а…»

«Положи мишку в кроватку»

«Помешай кашку для мишки, а теперь покорми его!»

«Вытри мишке мордашку от каши»

Вот пример того, как можно играть с маленькими детками в сказки. Это рассказ  и фото Дарьи Бубновой (участница тренинга «Мама – фантазерка)

«У Сашеньки есть две маленьких игрушки, которые она любит укладывать в «постельки» и укачивать. Поэтому я использовала их для создания сказки, т.к. времени мало)))
Вот сама сказка.


«Жила-была маленькая девочка Саша. И было у нее два маленьких друга: Мышонок и Щенок. Саша очень с ними любила играть. (Дальше просила ее уложить их спать, потом покачать). Но однажды друзья потерялись. Саша очень долго их искала, но друзей нигде не было.  (Искали с пакете бумажном, с коробке с елочными игрушками ). А мама сказала: «Наверное игрушки хотят поиграть с Сашей в прятки.  Давай вместе поищем вот в этом домике». (Дала ей сумку, в сумке три кармана на молниях,  расстегивали, засовывали руку, вытаскивали, радовались, укладывали спать и качали). Теперь Саша знала, где  искать друзей., если они потерялись.
«

Чем больше опыта получает  малыш, тем больше разнообразных понятных и приятных  ролей вы можете предлагать ему для игры…

Во что играем?

Мы уже говорили о том, что для первых ролевых  игр хорошо подойдут привычные роли, например,    мамы и папы,  сестрички, малыша.   Это так называемые «дочки-матери» в которые дети играют с огромным удовольствием.

Важно помнить о том, что такие игры «в куклы» нужны не только девочкам, но и мальчикам. Ведь это же одна из самых важных ролей, которая ждет  будущего мужчину – стать папой. По этому здорово, если у вашего сыночка будет хотя бы одна кукла, которую он сможет укладывать в кроватку и катать на машинеJ

Огромный  плюс игры в «дочки-матери»  в том, что внимательный и заботливый родитель  благодаря этой игре всегда сможет услышать, чем обеспокоен малыш. Например, каким он видит отношения родителей друг к другу, к себе, как сам относится к себе (бывает, что дети играют в самих себя, беря на эту роль какую  ни будь игрушку).

Чтобы  ещё лучше понять малыша, попробуйте поменяться с ним ролями, как будто он папа или мама, а вы – ребенок. Узнаете много интересного. Например, наш папа стал очень чутко реагировать на желание дочки поиграть с ним (даже не смотря на продолжающуюся виртуальную  битву) после того, как  услышал такую игру. Дочка  в роли папы сидит «за компьютером»  и объясняет своему малышу (мне) что не может сейчас с ним поиграть.

Кроме обыгрывания привычных ситуаций, вы можете использовать ролевые игры для подготовки малыша к предстоящим событиям. Непривычным или необычным, приятным или не очень.  Поход к зубному врачу, на прививку, в зоопарк, поездка на море или к дальним родственникам…

Например, вы собрались отвезти малыша в  цирк. Постройте из конструктора арену, найдите подходящих «артистов», включите цирковую музыку (мы скачивали из интернета) и устройте веселое представление!  Расскажите ребенку о гимнастах, дрессировщиках, клоунах. Спросите малыша, какая роль ему сейчас по душе? Может, он захочет поиграть в дрессированного медведя или пуделяJ А может обрадуется сделанному на скорую руку из половинки киндера и резинки шарику на нос. После настоящего  представления поиграете с ним ещё раз с удвоенной энергиейJ

Мы сейчас ждем появления второго ребенка и игра «в лялечку», за которой ухаживает дочка, самая любимая.

Многие дети любят игру в садик и школу. Если ребенку вскоре предстоит отправиться  в одно из этих заведений, смело используйте ролевые игры для того, чтобы хоть немного рассказать вашему чаду о том, что будет ждать его там.

Кроме того, игра в школу – отличный способ обучения непосед. Если вы беретесь за обучение мягких игрушек и  кукол, а ребенка берете на роль помощника, то ему становится гораздо веселее!  Научить собачку буквам, прочитать вместе с куклой как её зовут, сосчитать курицыных цыпляток .

Используя элементы ролевой игры, мы, например, знакомились со многими «умными» развивающими пособиями.  Вкладышами различной сложности, игрой «сложи узор», «сложи квадрат», игрой «дроби».

Наверняка малышу понравится обыгрывание любимых сказок и мультиков.  Домашний театр – это та же ролевая игра. Особенно интересно,  когда малыш активно включается в процесс, фантазирует, воспроизводит, меняет сюжет,  предлагает свои решения тупиковых ситуаций.

Даже если в данный момент у вас нет подходящих для игры героев, вы всегда можете их нарисовать, слепить, сшить, или сделать вместе с ребенком! Что использовать для игр

Кроме настоящих игрушек вы можете использовать для ваших ролевых игр  все что угодно! Например, на озере для игры в дочки – матери мы брали обычные камешки (камешек мама, камешек папа, камешки – детки), а для обыгрывания сказки Пушкина «О мертвой царевне» взяли то, что было под рукой – мешок с конфетами (дело было на кухне) и назначили каждой конфете подходящую  её фантику роль…

А одна из участниц моего тренинга «Мама – фантазерка», Екатерина Якулова,   играла со своей двухлетней дочкой  в детский сад используя… Ёлочные игрушки!

Вот фрагмент её рассказа об этой игре:

«…Потом у деток был сончас, и они сладко поспали на снежинках-кроватках. На каждую снежинку дочка положила “детей” одинакового цвета, об этом её тоже попросила воспитательница-ёлочка. Отдохнув, детки отправились кататься на лодочках. Лодочками стали крупные пазлы, которые я купила накануне и ещё не знала, как с ними поиграть с дочкой, чтоб заинтересовать её. Детки катались на лодочках, каждый на своей, и причаливали к “берегу”, соединяясь друг с другом. Многие дети-шарики сделали всё сами, а некоторые не смогли и попросили помощи у дочки. Она с удовольствием им помогала. Так мы познакомились с пазлами.»

Конечно же, для ролевых игр очень удобно использовать специальные декорации и игрушки. По нашему опыту, именно с такими игрушками  дочка играет самостоятельно долгое время после моей кратковременной демонстрацииJ

Играйте с детками  в ролевые игры и не забывайте, что главная игра в жизни каждого человека – игра в СЕБЯ!

Веселых вам игр.

Ваша Оксана Агеенкова,

автор бесплатного мини-курса по играм с малышами до года

автор бесплатных   видео-уроков  «Игры для занятой мамы и любознательного малыша»

 

  1. Алла Ответить

    Прочитала оглавление, подумала, ну вот, а в ролевые игры то я не играю с ребенком а ему скоро 2. А потом поняла, что инграю почти все время)))то кого то спать укладываем, то кормим, то в гости игрушки ходят , и много еще чего!Замечательнгая статья!а вот насчет говорящих игрушек, есть ведь тоже разные, у нас заяц поет , так даже не понятно на каком языке, а вот Миша так интересно детские стихи и песни читает- поет, Ванюша за ним повторяет, и мы в трио поем.

  2. nanomama Ответить

    спасибо! за простые и полезные советы !

  3. Оксана Ответить

    Девочки, спасибо за комментарии!
    Ирина, я не против:)

  4. Ирина Ответить

    Спасибо, Оксана! Статья очень нужная. Можно я ее тоже размещу на своем блоге «Развитие способностей в любом возрасте?

  5. Оксана Ответить

    Очень классная идея! Сейчас дочка проснется, и начнем играть! Спасибо, Оксана!

  6. Оксана Ответить

    Эмма, да, некоторые наши игры я описываю на блоге, некоторые — в специальных тренингах и курсах. Присоединяйтесь:)

  7. Айгуль Ответить

    Спасибо большое за интересную статью!))

  8. Катерина Ответить

    Спасибо! Вдохновляющая для меня статья, у меня как раз трудности с тем, как заниматься с малышом, буду пробовать еще!

  9. Аня Ответить

    спасибо! очень своевременно для меня:)

  10. Эмма Ответить

    большое спасибо! очень своевременная и познавательная статья!
    Оксана, подскажите, а на своем блоге вы описываете ваши игры с дочкой? очень интересно было бы почитать, набраться опыта =)

  11. Оксана Ответить

    Спасибо большое за отзывы!

  12. Евгения Ответить

    Мне нравится такой подход к обучению ребенка. Все просто, ненавязчиво, в виде игры. Хорошо, что в роли персонажей участвуют и неодушевленные предметы. Это развивает воображение и будит фантазию ребенка.
    Я мама давно взрослых детей, внуки живут далеко. Но всегда было интересно чем занять ребенка, и я много нового сейчас нахожу в таких статьях. Спасибо!

  13. Муравка Ответить

    Оксана, статья замечательная! Благодаря ей мое понятие о ролевых играх несколько расширилось, появились новые идеи, во что и как поиграть с детьми. Спасибо!

  14. Ольга Жукова Ответить

    Все просто и доступно. Проверила на себе,как полезны ролевые игры.Мы с малышом играли вн их еще когда он только начал ползать.Рассаживали всех мягких друзей-к тому времени их скопилось около пяти и знакомились, они рассказывали про себя, разговаривали с малышом.Прошел наверно год и теперь малыш уже сам берет этих друзей и придумывает что и как они делают-в основном поют,танцуют, иногда дерутся, у него есть посудка, по моему примеру он берет коробку и использует её как стол-накрывает «скатертью» расставляет приборы и кормит всю честную компанию)))) Получается,чем раньше мы с ними начинаем играть — т.е. учить играть, тем раньше они научатся играть самостоятельно, что важно и для развития воображения…Здесь бы хотелось заметить, как важно маме самой говрить за всех персонажей или уже позже, предлагать ребенку самому озвучивать героев, но не использовать говорящие игрушки.Недавно, общаясь с педагогами-коллегами, мы как раз обсуждали эту тему. Проводятся исследования всех(!) игрушек, и выявлены серьезные негативные последствия говорящих,поющих игрушек! Они ограничивают ребенка.Увы,многие слушающие мамы по моим наблюдениям, отмечали,что у них много таких игрушек и они нравятся их детям..и махали рукой на слова выступающего психолога…а жаль.

Leave a Reply