logo

Роль развивающих игрушек в жизни ребенка. Продолжение

Если спросить у детского врача, невропатолога, психолога – чему уделить внимание при занятиях с ребенком раннего возраста. Ответ почти наверняка будет – сенсорика, мелкая моторика.
Сенсо́рика (от лат. sensus, «восприятие») — категория, описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий. Сенсорное воспитание ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве. Не случайно сенсорное развитие составляет основу умственного воспитания masterskayakar.ru**masterskayak*ar.ru и познания мира вообще.
Развитие тактильных ощущений осуществляется посредством определения предметов на ощупь с предварительным визуальным и тактильным контролем. В процессе визуального и тактильного контроля ребенок: — знакомится с различными качествами предметов, связанными с материалом, из которых они сделаны (резиновый, стеклянный, деревянный, бумажный, кожаный и т.д.); — учится различать предметы по форме (круглый, овальный, квадратный, прямоугольный); — определяет величину предмета (тонкий, толстый, узкий, широкий, короткий, длинный — в сравнении с mas*terskayakar.ru*masterskaya*kar.ru другими предметами);Материал игрушек имеет огромное значение. Дети многое познают с помощью осязания. Они трогают всюду разные поверхности и структуры. Слушают звучание, исследуют разные другие свойства. Дети, которых окружают только пластмассовые вещи, живут в обедненном мире. Если кубик не отличается на ощупь от паровозика, машинки или куклы, ребенок лишается множества живых впечатлений.
Нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Давно известна зависимость речи от степени подвижности masterskayakar.ru*masterskayakar.*ru* пальцев рук (в виду близости расположения речевых и двигательных зон в коре головного мозга, возбуждение, возникающее в двигательной области коры больших полушарий, передается на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию). Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных masterskayaka*r.r*u*masterskayakar.ru движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с десятимесячного возраста.
К развивающим играм с ребенком, не стоит относиться как к коррекционной деятельности, исправлению чего-то, это — интересное и приятное занятие, отвечающее основным потребностям ребенка. Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень mas*terskay*akar.ru*masterskayakar.ru зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять.
Игра дарит малышу первые победы, которые запомнятся на всю жизнь.
В качестве дидактического материала (в том числе и для развития мелкой моторики) я предлагаю такую игрушку как развивающий коврик и мягкие книжки. Это сборная солянка из различных элементов, которая как нельзя лучше подойдет и для игры и для развития ребенка. В ковриках masterskayakar.ru*mas*terska*yakar.ru и книжках используются ткани различных фактур и цветов, большое количество разнообразных застежек, интересных элементов. Эта игрушка рассчитана на большой возрастной диапазон, потенциал их огромен. Вначале это «щупательный» коврик, малыш будет просто трогать разные материалы (тактильное развитие), смотреть на цветные пятна. Чуть постарше: дергать за резинки(шляпная резинка более мягкая и не бьет по пальцам), шуршать, пищать и просто трогать. Затем ролевые игры — от очень простых к простым, от простых к masterskayakar.ru*masterskayakar*.r*u сложным, от сложных к очень сложным . Посмотри деревце, солнышко и т.п.; затем — деревце зеленое, солнышко желтое (изучение цветов); дальше — это деревце березка, а это елочка (деревья бывают разные); потом сравнения размеров и счет. Кто живет в домике, куда собрать яблоки и т.д.
Для мелкой моторики — все пуговички которые надо расстегнуть, молнии, крючки, велькро. например — давай нарвем цветов (отстегнуть все цветочки).шнуровка тоже способствует — mast*erskayakar.ru*masterskayakar*.ru достаточно сложно научить ребенка завязывать бантик на ботинках.
Конечно, будут периоды, когда коврик придется просто убирать на время.
И стоит сказать коврики и книжки не должны быть единственным вариант дидактического материала. Только чередование и сочетание всех видов развивающей деятельности поможет вырастить разностороннего и гармонично развитого ребенка, которым вы будите гордится :).

  1. Наталья Ответить

    Ярославе на 3 месяца подарили большой развивающий коврик, я ее постоянно на него выкладывала. Но у нее ни какой реакции не было… 🙁 Не интересны ей были ни разные цвета, ни фактуры, ни игровые элементы. А вот сейчас, как только научилась сидеть (6,5 мес.), сразу проявила интерес и стала все трогать и в рот тащить 🙂 Я поэтому и спросила, может быть это только у моей дочки в 6 месяцев интерес проявился? Лежа на животе у нее были совсем другие интересы 🙂

    • м-м-м, а как ты оценивала реакцию дочери в три месяца :)? если бы она орала, когда ее ложат на коврик, тогда реакция понятна — что-то не нравится. просто в 3 и 6 разные возможности у ребенка показывать свои чувства, да и интересы разные.

  2. Наталья Ответить

    Люба, а с какого возраста дети начинают использовать все возможности развивающего коврика или книжки — пуговки расстегивать, молнии и т.д.?

    • наташ, возможности коврика, это ведь не только изучение застежек. для каждого возраста в ковриках и книжках что-то свое. для младенцев: фактуры материалов, цветовые пятна, чуть старше все что шуршит и можно погрызть — это все идет на развитие ребенка. уже после года начинаются застежки и то с самых простых — растегнуть молнию, отрвать липучку, в это же время вводятся понятия, названия предметов, простейшие ролевые игры. и чем старше становится малыш тем сложнее игры :). а возраст в котром ребенок сможет расстегнуть пуговицу у каждого свой.

Leave a Reply

captcha *